Челябинские филологи: Идет интеллектуальное расслоение общества
22/02/2018 - 16:52 Филологи челябинских вузов отметили тенденцию к речевому расслоению общества. Как богатые за последние годы стали еще богаче, а бедные – беднее, так и в плане грамотности. Количество интеллектуалов выросло, как увеличилось и число невежд. В дальнейшем это чревато резким социальным разделением общества.
Причины интеллектуальной дифференциации называют разные. Одни из них кроются в начальном образовании в школах. Уровень детей, приходящих в первый класс, очень разный. Одни уже умеют читать и писать, другие не знают даже названия букв.
Сейчас школьники Челябинской области учатся по учебникам пяти-шести авторов по каждому предмету. В конце марта их число должно уменьшиться. Однако специалисты против перехода на единый учебник во всех школах, как это было в советское время. Они должны быть разными, чтобы учитывать возможности разных категорий детей и подростков. К примеру, тех, для кого русский язык – не родной, или тех, кто учится в школах с углубленным изучением предмета.
«В начальной школе есть множество учебных комплексов. Их выбор зависит от школы. А школа, в свою очередь, выбирает автора, исходя из контингента учеников. Где-то уровень образованности детей изначально выше, где-то ниже. Приходится это учитывать», – отметила кандидат филологических наук, завкафедрой языкового и литературного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации Татьяна Соловьева.
Однако и к составителям учебников у филологов есть вопросы, на которые не могут ответить даже доценты и профессора. Это также влияет на понимание материала.
«Ребенок показывает мне задание из учебника. Нужно назвать синоним к слову «свежий». Но я, как филолог, понимаю, что синоним можно подобрать только исходя из контекста. Если «свежая» рубаха, то синоним – «чистая». Если «свежий» ветер, то «прохладный» и так далее. Или в конце рассказа приводится таблица с подписью «герои» и «другие персонажи». Чего хотят от ребенка, чтобы он там написал? Имена? Черты характера? И по таким учебникам дети должны учиться», – рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ЮУрГГПУ Галина Иваненко.
Вдобавок, на детей с ранних лет идет мощный поток иностранных слов и специфического сленга, в основном, взятого из интернет-общения. Это также оказывает свое влияние на интеллектуальное расслоение общества. Если подростки с более высоким общим уровнем в итоге избавляются от модного лексикона, то у других он так и остается.
«Сейчас мы переживаем словесную революцию. Мы нахапали кучу слов, таких как «бустер», «гаджет» и других, а переварить их не можем», – отметила доктор филологических наук, завкафедрой русского языка, как иностранного, ЮУрГУ Елена Харченко.
Профессор уверена, что на интеллектуальное расслоение в первую очередь влияет мотивация. Чем больше обществу потребуется грамотных людей, тем больше будет стимул к учебе. Пока же этот процесс идет медленно, хотя и стабильно.
Рекомендовано к прочтению