Эксперт: протесты из-за Мьянмы используют для переключения внимания
Вслед за митингом мусульман возле посольства Мьянмы в Москве, к проблеме массовой гибели людей в южно-азиатском государстве решил подключиться глава Чечни Рамзан Кадыров. В понедельник в центре Грозного он собрал более миллион жителей республики и соседних регионов, при этом общее население Чечни составляет примерно 1,4 миллиона человек. Эксперты объяснили, почему этой теме сегодня уделяется так много внимания, хотя конфликт в Мьянме насчитывает уже не один десяток лет.
Чеченская государственная телерадиокомпания "Грозный".
Оповещали о митинге в основном посредством мессенджеров. На телефоны приходили сообщения со ссылкой на видеообращение муфтия Чечни Салах-хаджи Межиева, который призывал всех жителей выйти на протест против геноцида мусульман в Мьянме. Запись обращения также транслировалась на республиканском телеканале.
В понедельник, в 11 часов утра, на центральной площади Грозного у мечети «Сердце Чечни» начали собираться первые участники акции. К призыву муфтия грозненцы отнеслись с всей ответственностью — с собой они приносили плакаты и транспортанты с надписями на русском и английском языках: «Кадыров и Чечня против геноцида», «Прекратите убивать мусульман Бирмы» и другими. Протест, продлившийся около трех часов, прошел без правонарушений и в спокойной обстановке.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Пришла вся Чечня: миллионный митинг против геноцида мусульман в Мьянме
17 фото
Накануне Кадыров заявил, что если придется он готов пойти даже против воли Кремля, лишь бы защитить мьянманскую часть уммы. В частности он заверил, что если бы мог, применил против властей Мьянмы ядерное оружие. Впрочем, на самом митинге он уже был более миролюбив и сказал всем собравшимся, что не нужно поддаваться на провокации и призывать к вооруженной борьбе.
Отметим, что подобные сходы в Чечне не редкость. Так, в январе 2016 года акция в поддержку Рамзана Кадырова и президента России Владимира Путина собрала в Грозном более миллиона человек. Столько же людей собралось в 2015 году на акции в защиту мусульман всего мира из-за провокационной карикатуры в известном французском журнале «Шарли Эбдо».
Эксперты рассказали «МК», почему, несмотря на застарелый конфликт между мусульманами и буддистами в Мьянме, российская часть уммы обратила на него внимание только сейчас, и как российские буддисты относятся к этим событиям:
Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО: «Мусульманские СМИ в России давно писали о ситуации в Мьянме, но никогда это не вызывало такого ажиотажа. На мой взгляд, сейчас обратная реакция происходит потому, что кто-то пытается нивелировать болезненные вопросы, связанные с Ближним Востоком и непосредственно кавказцами в этом регионе.
В свое время к запрещенному в России «Исламскому государству» примкнули тысячи молодых людей, причем не только с Северного Кавказа, но и из других регионов страны. Теперь людьми манипулируют через социальные сети, чтобы на фоне разгрома террористов в Сирии и Ираке переключить их внимание на другую проблему.
Что касается противостояния между мусульманами и буддистами внутри России, то это тема давно минувших лет. По мотивам последних событий были попытки провести параллели между ситуацией в Мьянме и взаимоотношениями чеченцев и калмыков периода 1990-х годов, но развития они не получили».
Читайте материал по теме «Что произошло в Мьянме: араканская резня буддистов и мусульман»
Бадма Бюрчиев, политический обозреватель из Калмыкии: «В Калмыкии события в Мьянме обсуждаются не так активно, как в мусульманских регионах, но в связи с возле посольства этой страны в Москве в калмыцких СМИ и соцсетях было несколько сообщений о неприемлемости уравнивания буддистов с террористами. Люди пытаются вступать в диалог с мусульманами, чтобы объяснить недопустимость таких обобщений. В конце концов, мусульмане сами настрадались от этого, а теперь получается, что при первом удобном случае они сами же прибегают к такому же приему.
Российские буддисты, естественно, не поддерживают политику Мьянмы в отношении мусульман. Далай-лама неоднократно осуждал убийства, это не путь буддистов. Для калмыков, тибетцев и других буддистов северных регионов мира он является гораздо большим авторитетом, чем для буддистов с юга. Мы исповедуем махаяну, а они — в основном тхераваду.
В России вообще нет конфликтов между мусульманами и буддистами. Есть противостояния, например, из-за земли, но к вере это отношения не имеет. Просто калмыков становится все меньше, так как кто-то уезжает из республики в Москву или за границу, а на их место приходят выходцы из соседних перенаселенных кавказских республик».
Участвуйте в опросе «МК» «Чем, по-вашему, вызвано возмущение Кадырова ситуацией в Мьянме?»
Рекомендовано к прочтению