20.05.2017 17:59

Гермес Зайготт: «Мое видение музыки перевернул Сергей Курехин»

С первых звуков этой команды, не похожей ни на один другой коллектив на современной сцене, ныряешь в абсолютно другую реальность. Мозг фиксирует уже давно знакомые тексты Александра Пушкина, Иосифа Бродского, Пабло Неруды, Гарсии Лорки, других классиков прошлого и нашего времени, но в исполнении мультиинструменталиста, художника, основателя проекта Гермеса Зайготта, наложенные на эпическую, необычную музыкальную картину, они превращаются в нечто новое. В звучании хитро сплетаются трип-хоп, рэггей, даб, лаунж — стилистическая палитра играет в композициях разными красками. Определение «мелодекламатор» для Гермеса будет, пожалуй, слишком узким. На сцене он и актер, и шаман, и демиург в своем творческом космосе.

Гермес Зайготт: «Мое видение музыки перевернул Сергей Курехин»
Фото: пресс-служба группы

Артист собрал коллектив, ставший одной из немногих в России супергрупп, — в него вошли музыканты, игравшие с такими командами, как «Бригада С», «Неприкасаемые», «Динамик» и др. За год они подготовили программу, записали первую пластинку «В Женщинах Что-то Есть…», сейчас работают над клипами и новыми треками. За плечами у Гермеса Зайготта работа над первой постановкой оперы Клаудио Монтеверди «Вечерняя месса Деве Марии» в парижском Театре Шатле, участие в 53-й Венецианской биеннале, свой спектакль «Удивительное путешествие Гермеса Зайготта в Америку», участие в спектакле «САХАР» Ивана Вырыпаева, музыкальные перформансы в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и на других площадках в России и разных странах мира. Список проектов и опусов можно продолжать. Hermes’Brothers — новый виток пути, откровенный и необычный эксперимент, завораживающий и зрителей, и искушенных критиков. В интервью «MegaБиту» Гермес раскрыл некоторые подробности этой истории, вспомнил прошлые опыты, объяснил, почему музыка существовала раньше только здесь и сейчас, а также как и зачем нужно воспитывать публику.

- Расскажи, как началась история Hermes’Brothers?

- Все сложилось органично. В состав вошли те люди, которых я знаю давно, — с ними я до этого участвовал в других проектах. Например, наше знакомство с Юрием Моно, отвечающим в коллективе за базовую музыкальную основу и электронные ритмы, произошло в 1995-м, когда я приезжал из Америки. Тогда мы выступали с ним на одной сцене, у него была группа «Моно и Исай». Потом мы работали с певицей Леной Кауфман, а также — в Оркестре Неизвестных Инструментов, это была исследовательская лаборатория в области современной музыки… В ее рамках с нами регулярно выступал и нынешний трубач Hermes’Brothers Петр Тихонов, с которым наши пути пересеклись в начале 2000-х, когда я уже вернулся в Россию. С Александром Бахом, нашим барабанщиком, я знаком с 1991-го. С Сергеем Шкарупой, гитара, мы познакомились в Перми на фестивале «Текстура». Позже к нам органично присоединился клавишник Миша Ефимов.

- Почему в итоге возник такой коллектив? Что стало главной движущей силой?

- Все довольно банально: предыдущие проекты с другими фронтменами, певцами, певицами в какой-то момент разваливались по разным причинам. Я устал от такого развития событий, понял, что все это ни к чему не приводит, и решил создать свой собственный. Знаешь произведение Германа Гессе «Игра в бисер»? Для меня это схема искусства. А так как я не отделяю его от своей жизни и умение простроить ее и есть высшее искусство, то сама жизнь практически и превратилась для меня в такую игру в бисер, составление неких партий, когда ты как будто пересаживаешься из-за стола, где играешь в покер, за стол с бриджем или вистом. Это сложно, но одновременно увлекательно. С возникновением Hermes’Brothers для меня началась совершенно новая партия. Безусловно, это риск и челлендж, вызов самому себе, когда ты полностью меняешь свое амплуа, но мне сейчас безумно интересно делать то, что я делаю. И мне очень повезло с теми профессиональными музыкантами, с которыми я работаю. Ведь люди, которые тебя окружают, и есть главное достижение в жизни. Все остальное как раз игра, и важно это осознавать.


Фото: пресс-служба группы

- К этому прибавляются определенные амбиции?

- Конечно, они у меня есть. Творческий человек без амбиций — это очень странная субстанция. Точно так же, как художник не может развиваться и творить без эго, фронтмен коллектива не сможет идти вперед и вести за собой людей, не будучи при этом амбициозным. Я мотивирован и убежден, что тот продукт, который мы производим, с точки зрения сочетания разных составляющих, музыки, концепции абсолютно полноценен, гармоничен, красив. Дальше возникает конкретная задача — насколько я смогу «продавить», «промять» пространство, обратить внимание и слух зрителей в сторону этих прекрасных гармоний.

- То, что ты делаешь, — так или иначе очень тонкое, интеллектуальное искусство, рассчитанное не на массовую, а на достаточно узкую, подготовленную публику, по-настоящему способную его оценить и прочувствовать. Что ты собираешься с этим делать?

- Дело в том, что я всегда занимался творческими вещами, интересными еще более узкому кругу зрителей, так что это меня совершенно не пугает. Что касается Hermes’Brothers, я считаю, мы создали проект, который в определенной степени находится вне конкуренции: на современной сцене нет ничего похожего, мы заняли свою нишу. И только качество произведений, которые мы создаем, позволит нам ее расширить. Когда в 2003 году мы привозили в Санкт-Петербург потрясающего американского композитора Филипа Гласса, было куплено 300 билетов, потом на его концерте в Москве собралось уже 1500 слушателей. Помню, как он мне сказал: «Знаешь, я сочинял свои произведения всего для нескольких людей и не представлял себе, что где-то в другой стране мира меня будет встречать столько человек. У меня и в голове не было подобных мыслей». Таких примеров масса. Когда творческий человек что-то делает, он, безусловно, задумывается о своих зрителях, но не об их количестве в зале. Так же как важнее всего качество создаваемого продукта, меня в большей степени интересует и качество аудитории.

- А как быть с отсутствием вкуса у многих слушателей?

- Вкус к прекрасному прививается. Я понимаю, в какой стране мы живем, какое население в ней преобладает, знаю многое об этом народе, потому что вырос здесь. Одна из моих главных целей и задач — привить публике вкус такого уровня, чтобы программа, которую показывает Hermes’Brothers, воспринималась на уровне поп-музыки. Здесь очень важна живая работа с аудиторией. Вообще, музыка — самый абстрактный и эфемерный вид искусства. Человечество, по сути, не так давно научилось фиксировать ее. Раньше артист просто выходил на сцену и играл свое произведение, все происходило здесь и сейчас, как сама жизнь. В музыке не было ни вчера, ни завтра, она могла существовать только в моменте.

- Я знаю, что ты несколько лет прожил в Лос-Анджелесе. Что заставило тебя вернуться?

- Жизненные обстоятельства. Так случилось, что я оказался в американской тюрьме — об этом написано уже многое в Интернете. Там я провел две недели, после чего за меня заплатили залог, а потом друзьям за день до суда удалось вывезти меня в Россию. Сначала я переживал, но по прошествии времени могу сказать, что счастлив своему возвращению. Если бы его не произошло, я бы никогда не принял участие в Венецианской биеннале, в постановке оперы Монтеверди в парижском Театре Шатле. Мне бы не удалось реализовать массу вещей в Европе, которые я в итоге сделал.

- Расскажи подробнее об истории с оперой...

- Это была прекрасная история, продлившаяся около четырех лет с момента формирования концепции, репетиций и самой постановки. Мы работали полтора года, после чего состоялась премьера, после нее — готовили материал для видеоинсталляции и презентовали ее как раз на Венецианской биеннале. Все случилось благодаря великому, на мой взгляд, художнику, перформансисту Олегу Кулику, который многим запомнился в образе человека-собаки. Дело в том, что директор Театра Шатле — господин Чаплин — фанат творчества Кулика. В оперном мире этот театр считается достаточно прогрессивным, новаторским, в его постановках делаются ставки на провокации, какие-то неожиданные ходы — то, что многие другие площадки, будучи более консервативными, себе не позволяют. Поэтому и возникла идея пригласить Олега. Его звали туда долго, предлагали самые разные постановки, но он отказывался, говоря, что не является режиссером и занимается совсем другими вещами. Однако все сложилось, когда Чаплин предложил ему поставить оперу Монтеверди «Вечерняя месса Деве Марии». Тогда Олег был как раз в Тибете, находился в определенных духовных поисках и посчитал, что реализовать такой проект будет уместно и разумно.


Фото: пресс-служба группы

- Как проходила работа? И в чем была твоя творческая задача?

- Олег позвал в команду меня и Дениса Крючкова. Денис отвечал за видеоряд, а я писал звуковой сценарий. Это было феерическое мистериальное действие. Помимо непосредственно произведения Монтеверди в это полотно были включены другие музыкальные и звуковые фрагменты, изящно вкрапленные в общую прекрасную гармоническую линию, обогатившие ее. Сама опера — уникальное произведение, написанное композитором в 1610 году для папы римского, которому оно показалось слишком светским. Вообще, Монтеверди является родоначальником жанра. Первую оперу — «Орфей» — он создал в 1607-м и взял для «Вечерней мессы» увертюру из нее. 300 лет произведение нигде не игралось, потом было найдено по частям, так что до сих пор точно не известно, в каком порядке они создавались. С этого момента его стали исполнять в церквях в различной интерпретации. В Париже мы сделали первую театральную постановку оперы — с барочным оркестром, чудесными музыкантами, очень сильным составом солистов со всей Европы. Все совпало — время, люди, пространство… Деву Марию играла австрийская певица, которая тогда была на 9-м месяце беременности. Много удивительных маленьких деталей наполнили эту историю изнутри, заставили почувствовать связь разных времен. Знаменательно еще и то, что произошло все на столетие Дягилевских сезонов.

- Как вы продолжили проект на Венецианской биеннале?

- Мы снимали постановку на видео и впоследствии сделали с диджеем Гансом Хольманом видеоинсталляцию, которую назвали «1610» — собственно, в честь года написания оперы. Это было полностью переработанное произведение Монтеверди — такой электронный ремикс на очень психоделичный видеоряд, созданный Денисом Крючковым. Потом эта инсталляция была показана в церкви Сан-Рокко. Она была расписана художником Тинторетто, и вся канва его живописи посвящена именно Деве Марии, библейским историям. Причем буквально в 10 метрах от этой церкви находится могила самого Монтеверди, а чуть правее — могила Леонардо да Винчи. Вот такие сочетания — синхронизации. Даже если представить, что я уже ничего не успею сделать в этой жизни, таких удивительных сочетаний и свершившегося в моем понимании вполне достаточно.

- Эксперименты еще продолжаются. Возвращаясь к Hermes’Brothers, мощная, яркая, насыщенная самыми разными красками и элементами звуковая составляющая сочетается в композициях со стихами Байрона, Лорки, Гумилева, Бродского, других классиков… Как ты выбираешь поэтов, с материалом которых тебе интересно работать?

- В общем-то, я выбираю не поэтов, а стихи. Я искал для нашей программы прекрасные вечные стихи о любви, и на тот момент мне в принципе было не важно, написано ли произведение Лоркой или, например, Эдгаром По. Все композиции на дебютном альбоме «В Женщинах Что-то Есть…» — об этом чувстве, кроме, пожалуй, последнего трека на стихотворение Лермонтова «Пророк». Хотя и оно тоже о любви, но более глубокой, вселенской, божественной. Говоря о связи стихов с музыкальной составляющей, я выбирал такие тексты, которые удачно лягут на звуковые конструкции, близкие по структуре и атмосфере к тем, которые создавал Сергей Курехин.

- Его личность каким-то образом повлияла на тебя?

- Это человек, из-за которого я вообще занимаюсь звуками, музыкой, и он полностью перевернул мое восприятие музыки и перформанса, поменял представление о том, каким должно быть искусство в целом. Я видел его, встречался с ним. Он был абсолютно светящимся, солнечным юношей. Я не был с ним настолько близко знаком, чтобы вести какие-то частные беседы, но находился рядом и впитывал энергию, мысли той тусовки, которая собралась вокруг него… Это была тусовка Ленинградского рок-клуба, Олега Гаркуши, легендарного кафе «Сайгон», ставшего местом обитания представителей андеграунда в то время.

- Курехин умер в достаточно молодом возрасте. Когда такие люди уходят рано, у многих остается сожаление о том, что они могли бы еще многое создать, но не успели… Как ты к этому относишься?

- Знаешь, как бы это ни прозвучало, мне кажется, все уходят вовремя. Мы не знаем, что было бы дальше. Я видел очень серьезные трансформации, которые происходили с людьми в жизни, наблюдал повороты на 180 градусов, когда человек был одним, а потом становился совсем другим. Олег Кулик рассказывал, что видел Курехина незадолго за смерти, когда пришел в мастерскую к Сергею «Африке» Бугаеву. Так вот он даже не узнал первого, настолько он уже изменился из-за болезни. Говоря обо всем его пути, мне кажется, определенная ошибка была в том, что он стал заигрываться с политикой и магией.

- В чем сейчас ты видишь свою главную сверхзадачу?

- Развивать и вести вперед наш суперпроект Hermes’Brothers, который будет заниматься совместным творчеством последующие лет 20. Я помню, как все начиналось, как мы встретились с Юрой Моно после отъезда Лены Кауфман в Лондон и решили — надо что-то делать. Из каких-то звуков пришла идея прочитать «Я помню чудное мгновенье…» под них. Я сказал Моно: «Давай попробуем? Легко, смешно, получается такой постмодернизм». Потом мы взяли еще одно стихотворение, и еще одно… За полгода собрался пазл, следующие шесть месяцев мы уже работали с музыкантами, которых позвали в группу, а еще через шесть — за три дня в студии записали 10 треков, после чего уже вышли на сцену со своей программой. На повестке дня — клип, который снимает для нас Алла Жидкова, и новый альбом. Если первый посвящен женщине, то второй будет более «мужским», более жестким по подаче.

Из дела погибшего под Славянском итальянца Рокелли пропали важные вещдоки Задержание Серебренникова объяснили подкопом под Мединского Минобороны "пояснило" Reuters о фейках про погибших в Сирии россиянах Эксперты о Малороссии: ДНР взбунтовалась против Кремля Украина выдворила российскую журналистку Князеву, обвинив в тенденциозности

Лента новостей