Как олимпиада помогает школьникам найти свое призвание. Интервью с экспертом
Сегодня Санкт-Петербург является одним из лидеров по качеству подготовки к всероссийской олимпиаде школьников. Кроме того, серьезную подготовку проходят и участники сборных команд для международных состязаний. Заведующий Центром олимпиад Санкт-Петербурга Екатерина Зуева рассказала, почему победа в интеллектуальных состязаниях – не единственное важное достижение для участников олимпиад. Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний.
1. В Санкт-Петербурге существует система региональных олимпиад и конкурсов, которая помогает определить не только школьный предмет, но и будущую профессию. Например, медико-биологическая олимпиада школьников, олимпиада гидов-переводчиков и олимпиада по краеведению. Система интеллектуальных состязаний складывалась годами, эту инициативу поддерживает Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по образованию. Конечно, в олимпиадном движении участвуют и университеты, которые заинтересованы в способных студентах. А ученикам интересно побывать за пределами школы и изучить вузы, в которые они могут поступить.
2. Не стоит переживать, если не удалось пройти необходимый этап олимпиады. Часто то, что мы видим как неудачу, на самом деле является возможностью двигаться вперед. Это может быть и смена образовательного вектора, когда ребенок меняет предмет и становится более успешным в олимпиаде по другой дисциплине. Я вижу, как многие участники в процессе научились бороться с трудностями, быстрее развиваются в олимпиадной среде. И это не менее важно, чем победа. Безусловно, мы гордимся призерами и победителями олимпиады. Но если ребенок не стал победителем, зато смог найти свое призвание и поступил в вуз по интересному для него направлению, считаем это не менее серьезным достижением в нашей работе.
3. Задания олимпиады должны быть интересными. Это важное правило при их разработке. Задачи должны быть связаны с окружающей нас реальностью, они всегда отличаются. При этом дети должны не только использовать полученные знания, но и учиться рассуждать, подходить к решению задач с нескольких сторон. В нашем городе есть большая группа энтузиастов, которая серьезно подходит к разработке заданий для школьного и муниципального (у нас он называется районным) этапов олимпиады. Вопросы получаются интересными, стимулирующими интерес к их решению. В целом, среди дисциплин для участников наибольший интерес вызывают русский язык и математика, за ними следуют литература, обществознание, история, пользуются все большей популярностью биология и география.
4. Мы видим нашу задачу шире, чем победа во всероссийской олимпиаде. Сегодня важно создавать условия для всестороннего развития детей. Это касается подготовки и к всероссийской, и международной олимпиадам. Иногда, в процессе подготовки дети меняют образовательную траекторию и выбирают другой предмет. И это правильный путь. Так ребята понимают, какое направление им интереснее и открывают в себе новые способности. Например, когда ученик, посещавший занятия по географии, решил пойти на подготовку к химической олимпиаде и в итоге стал победителем, поступил на химический факультет. Именно поэтому так ценно олимпиадное движение. Сильные учителя и наставники создают пространство, в котором ребята могут пробовать свои силы в самых разных предметных областях и делиться опытом со сверстниками.
5. Вершиной успеха талантливого школьника, как и его педагога, является победа на международной олимпиаде. И мы очень гордимся тем, что в нашем городе работают педагоги, которые занимаются подготовкой и отдельных школьников, и сборных команд к участию в международных олимпиадах. Для этого нужны не только талант, но и упорство, трудолюбие, стремление к победе.
Рекомендовано к прочтению