Кредитная дружба: зачем Россия продолжает покупать верность Лукашенко
Минск получил очередной российский кредит на сумму в $700 млн, который пойдет на оплату долгов союзного государства перед нашей страной. Этот транш должен стать залогом того, что Белоруссия продолжит оказывать Москве поддержку на геополитическом уровне. Однако среди отечественных чиновников все чаще возникают разговоры, что подобная лояльность обходится России слишком дорого — по некоторым оценкам, за последнее десятилетие наши инвестиции в белорусскую экономику превысили $100 млрд. Поэтому Москва оставляет за собой право урезать аппетиты Минска, в том числе, путем ограничения поставок нефти в эту страну.
фото: pixabay.com
Предоставление этого кредита было согласовано еще нынешней весной на встрече президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко. Москва тогда согласилась рефинансировать долговые обязательства Минска, то есть, снова выделить «братскому» государству средства, за счет которых Белоруссия будет обслуживать свои предыдущие долговые обязательства перед нашей страной.
Этой сделке предшествовал затяжной российско-белорусский конфликт в энергетической области. В начале 2016 года белорусская сторона в одностороннем порядке пересмотрела цены на российский газ и стала платить $73 за тысячу кубометров вместо $132, как было зафиксировано в долгосрочном межправительственном контракте. Примерно полгода Россия пыталась урегулировать этот спор без применения каких-либо санкций. В итоге, когда сумма задолженности Минска за газ превысила $700 млн, Москва снизила на 20-25% поставки российской нефти в эту страну (большую часть объемов, поставленных на беспошлинной основе, белорусы перерабатывают в готовое топливо и отправляют в Европу).
Белоруссия, чей ВВП в результате такого решения Кремля мог снизиться на 1,5%, заявила о готовности платить за российский газ изначально требуемую цену. Москва в свою очередь тоже пошла на уступки и согласилась рефинансировать долги Минска. Причем на довольно выгодных условиях — новая кредитная линия предоставлена Россией на 10 лет с погашением займа дважды в год.
По словам руководителя направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никиты Масленникова, обе стороны в этой ситуации достигли определенных результатов — Москва получила предварительные гарантии возврата Белоруссией долга за поставки газа, а Минск добился возобновления импорта нефти в прежних объемах. «Нельзя однозначно утверждать, что кто-то вышел из этого спора победителем, а кто потерпел поражение», — отмечает эксперт.
«Несмотря на преференции Минску, российская сторона рассчитывает также на понимание со стороны Белоруссии в геополитических вопросах», — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. В том числе, и по поводу Донбасса, переговоры по урегулированию военного конфликта в котором происходят на белорусской площадке.
Вместе с тем, Лукашенко постоянно старается вести игру на «двух шахматных досках»: он не отказывается от интеграции с Россией в рамках ЕАЭС, однако продолжает внушать Евросоюзу, что его контакты со Старым Светом будут крепнуть.
Между тем, платить за российскую финансовую поддержку Минску все-таки придется. Кредиты, которые Москва продолжает выделят Белоруссии, не в состоянии погасить все внешние долги этой страны, которые составляют около $14 млрд (из них более $6 млрд — перед Россией). Положительные сдвиги белорусской экономики, которые наблюдаются в последний год (снижение инфляция с 12% до 6%, сокращение дефицита бюджета с 9,6% до 3,6% ВВП), тем не менее не позволяют Минску самостоятельно справиться с кризисом в экономике.
А кроме как на помощь Москвы, ему рассчитывать не на что. Об этом наглядно свидетельствуют цифры: с 2005 до 2015 год прямые российские инвестиции в союзное государство составили около $106 млрд. Это до 65% зарубежных вложений в белорусскую экономику, которые осуществляются как частными компаниями нашей страны, так и государственными банками. Существует также и «скрытое субсидирование», в том числе и за счет льготных цен на энергоносители. «Конечно, у России осталось не так много союзников мирового масштаба, и мы будем частично мириться с противоречивыми поступками со стороны Минска, чтобы сохранить его в качестве политического и экономического единомышленника», — отмечает Макаркин.
Тем не менее, лояльности Кремля может настать предел. Как намекнул на днях замминистра энергетики Анатолий Яновский, Россия снова может задействовать «нефтяную трубу» для давления на соседа. По его словам, у нашей страны нет обязательств по экспорту в Белоруссию 24 млн тонн, как оговорено с межправительственном договоре. «Есть обязательства создать условия для поставки этого объема», — отметил чиновник замминистра.
Другими словами, если на геополитическом и экономическом пространстве Минск продолжит выражать недовольство Россией, наша страна может снова пойти на сокращение экспорта «черного золота», что станет приговором для белорусской экономики.
Рекомендовано к прочтению