Павел Каплевич о выставке "ПроЯвление" в Третьяковке: "Над этим проектом я работал 20 лет"
Театральный художник и продюсер Павел Каплевич рассказал об изобретении "капеленов" и о своем медиапроекте "ПроЯвление", который можно увидеть въяве в Третьяковской галерее до 31 июля.
Павел Каплевич - настоящий человек-оркестр. Художник, работавший с Александром Сокуровым и Петром Фоменко, Анатолием Васильевым и Владимиром Мирзоевым, сегодня не только оформляет спектакли, но и придумывает их, продюсирует, пишет либретто опер, разрабатывает инновационные ткани. В общем, создает вокруг себя энергетическое поле творчества.
Сейчас в Третьяковке можно увидеть его медиапроект "ПроЯвление". Перед зданием музея архитектор Сергей Чобан выстроил павильон - войдя в него, при свете пасмурного дня, который имитирует лайтбокс на потолке, видишь огромное полотно, похожее на выцветший гобелен. А затем "гобелен", в котором узнаешь классическую картину Александра Иванова "Явление Христа народу", прямо на глазах начинает меняться: превращается в старинную фреску, в черно-белый рисунок, в барельеф и, наконец, наполняется красками.При взгляде на этот "гобелен" может показаться, что он не XIX века, а, скажем, времен Рафаэля, который, кстати, делал рисунки для гобеленов, - рассказывает Павел. - Получается, мы как бы подарили картине еще 300 лет жизни. Это такое воспоминание о будущем.Почему я взял именно эту картину? Она никогда не была иконой, это разговор светского человека на тему религии и Бога. И для меня элемент чуда, который в ней присутствует, - это само явление Христа. И все, что я делал в этом проекте, - подтверждал это чудо. Там есть несколько переходов из одного состояния в другое, когда кажется, будто полотно начинает дышать, светиться. Вот это высечение тонкого вещества и есть то, чем занимаются художники.Вы открыли для себя что-то новое в картине Иванова?
Конечно! Я изучил все его эскизы, многие использованы в проекте. Приглядевшись к нашему полотну, вы заметите много интересного. Есть версия, что фигура, ближняя к Христу, - это Гоголь, с которым Иванов очень дружил, причем он то поворачивается к Иисусу, то отворачивается от него. Известная деталь: пожилой купальщик стоит в светлой повязке, а отражение в воде - красное. Художник считал эту картину незаконченной, он собирался над ней работать и дальше. Просто Иванов должен был отчитаться за свое путешествие в Италию, которое длилось 20 лет. Привез картину в Россию, но ее мало кто принял, а через месяц после того, как он ее показал, художник умер. Такая трагическая судьба у этой вещи... Я, между прочим, тоже 20 лет работал над этим проектом.
Павел Каплевич со звездными гостями вернисажаВы имеете в виду создание "пророщенных тканей"?
Я называю это "капелены". Мы придумали новое слово, соединив мою фамилию и "гобелены", и таким образом дали авторское название этому виду деятельности. Я не буду говорить "виду искусства", потому что тут многое совмещено: и видео, и живопись, и графика, и рельеф.
В ваших костюмах для спектакля "...Души" молодого режиссера Федора Малышева в "Мастерской Петра Фоменко" тоже использованы "пророщенные ткани"?
Нет, в театре я теперь работаю с фильцем - тканью, из которой делают воротнички для мужских рубашек. Она еще лучше: легче, не рвется, не мнется, прекрасно держит форму. У костюмов к "...Душам" интересная фактура: низ такой, будто персонажи извалялись в грязной жиже, а верхняя часть очень эффектна, и в ней можно узнать почти все направления искусства XX-XXI веков. В костюме Манилова - Кандинского, в костюме Собакевича - Ротко, в одеянии Селифана - Херста, Климт угадывается в костюме Коробочки, которую потрясающе играет Полина Агуреева. Кстати, Полина исполняет там еще сотню персонажей - собирательную роль Общества. Полина для меня практически родной человек, ведь когда-то, еще студенткой, она играла у нас в "Горе от ума" Олега Меньшикова. И я так понимаю, что именно она и сосватала меня в спектакль своего мужа, Феди Малышева, но не признается. В любом случае работать с Федей - это большой подарок.
Павел КаплевичКаков ваш следующий проект?
Это "Анна Каренина", опера на музыку советского композитора Валерия Гаврилина. Демьян Кудрявцев написал стихи, а внутренние монологи Анны, созданные Толстым, композитор Александр Маноцков положил на музыку Гаврилина. Получилось феноменально! Художником будет Сергей Чобан, а поставит спектакль юный режиссер, который очень интересен мне своей безбашенностью, - Саша Молочников.
текст: Александра Машукова
Рекомендовано к прочтению