В Малом театре поставили «Таланты и поклонники» Островского

Одна из последних пьес Островского (год написания 1881-й) впервые была поставлена в Малом театре более века назад, а главную роль — Негиной — в ней сыграла великая Мария Ермолова, к тому моменту уже блиставшая на сцене в образах Марии I Тюдор и Катерины. А в 2017-м режиссер Владимир Драгунов в своей версии «Талантов и поклонников» сделал ставку на почти дебютантку — в новой постановке на Исторической сцене театра (в прошлом сезоне открылась после затяжного ремонта) молодую актрису Негину играет Дарья Новосельцева, для которой эта роль — первая важная.

В Малом театре поставили «Таланты и поклонники» Островского
Сцена из спектакля. Фото: Иван Новиков-Двинский.

Пустой вокзал, перрон, отдаленный перестук колес — звук уходящего поезда. Так могла бы выглядеть сцена к спектаклю «Анна Каренина», но художник-постановщик Станислав Бенедиктов поместил в решетчатые декорации Островского, одну из его самых популярных у театров пьес. Знакомый со школьной программы сюжет обретает здесь иное звучание — казалось бы, комедия должна быть смешной и поучительной, но в финале она оборачивается драмой — крушением теории счастливой честной жизни, которую прославляет жених Негиной Петя Мелузов (хорошая работа Михаила Мартьянова). Ключевым образом спектакля становится вокзал — как надежда на бегство, как возможность выбора пути.

Фигура Мелузова здесь разрастается до поистине героических масштабов: вот, неловкий, он является в дом Негиной, вот говорит невпопад с важными гостями — и даже немного непонятно, что могла разглядеть в нем Негина, для которой «ученая пропаганда для актрис», кажется, не более чем случайная забава. Жить по справедливости, честным трудом — именно это прославляет герой Мартьянова, человек с высокими нравственными установками. Но сможет ли его невеста, красавица актриса, устоять перед соблазнами богатой жизни и славы?

Негина — Дарья Новосельцева, сдержанно играющая роль молодой актрисы-дебютантки, выведена в спектакле как девушка серьезная, благовоспитанная, искренняя. В ней нет заманчивой прелести, блистательной красоты, скрытого соблазна, она не дает возможности дофантазировать поклонникам ее благосклонность. Единственное, что отличает ее от всех, — талант. Как высшее богатство. Она, словно Татьяна Ларина, «нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех» — не очаровательная пустышка наподобие Смельской (Дарья Мингазетдинова), а девушка с достоинством. Поэтому неуместными выглядят неловкие приставания князя (Александр Дривень), становящегося после резкого отказа ее главным антагонистом.

Кажется, будто перед зрителем классический любовный треугольник — Негина между Мелузовым и Великатовым. Искренние чувства к Пете застилает восхищение перед размахом души богатого Великатова, спасающего ее бенефис. И в какой-то момент думаешь: что у Негиной за характер, кому из двоих она отдает предпочтение? В финале же это становится очевидным — сцене. Почти трехчасовой спектакль развивается динамично, не дает заскучать — действие идет плотно, по нарастающей. Звучит донельзя актуально и, кажется, вскрывает вневременные проблемы закулисной жизни, театра и — шире — общества. В нем четко показано, как высший свет может перекрыть дорогу таланту, а также как эффективен бывает черный пиар.

Слаженный ансамбль артистов Малого завораживает, но нельзя не отметить, что помимо актерских достоинств в спектакле немало и других: и изящные одежды (за моделирование костюмов и головных уборов отвечают Татьяна Коновалова, Елена Евстратова, Елена Шапиро и Галина Мухоморова), и музыкальная линия (композитор Григорий Гоберник), помогающие выстроить действие и красочно, и эмоционально.

Если говорить о сильных, бьющих наотмашь сценах, то всего их три, две из которых — почти бенефисные выходы актеров: Михаила Фоменко в роли трагика Громилова и Александра Ермакова, играющего Мартына Прокофьича. Так, к примеру, Фоменко на протяжении всего спектакля не только старается веселить публику и показывает голосовые возможности, словно у иерихонской трубы, но и в центральном моменте (исполнение романса «Вам двадцать лет») выходит в подлинный трагизм. А чего стоят тосты Мартына Прокофьича! А поэтический выход на вокзале — пазлы единой трагедийной мозаики.

Мощнейшая кульминационная сцена — прощание Негиной с Петей. Отчаяние любви здесь двояко: с одной стороны, это предельный накал искренности, с другой — кажется, будто это оправдание талантливой актрисы, играющей ва-банк. Когда Негина падает на колени перед своим несостоявшимся женихом и читает (почти) монолог о том, что с ним были ее самые счастливые дни в жизни, становится горько и страшно — жертва, которую она приносит... не напрасна ли? И куда ведет ее путь: не то к красивой безбедной жизни, не то к определенному трагическому финалу. Особенно подкрепляет сомнения образ Великатова (Василий Зотов), внешне донельзя напоминающего сумасбродного красавца Ретта Батлера из «Унесенных ветром».

Власти Крыма ответили ЕС, отказавшемуся признавать итоги выборов на полуострове Киев обвинил ООН в воссоединении России и Крыма Политолог: заявлением по Украине Германия расписалась в своем бессилии Отправка посла в США оказалась под вопросом из-за меняющейся ситуации Экс-сотрудник Пентагона раскритиковал решение Вашингтона закрыть генкосульство РФ в Сан-Франциско

Лента новостей