Казна и воля: могут ли получатели бюджетных денег ругать власть
Чулпан Хаматова вновь высказалась в поддержку Кирилла Серебренникова. И вновь не нашла понимания на обоих краях нашей все более раскалывающейся общественно-политической сцены. Одни обвиняют Хаматову — а в ее лице и всех иных «сотрудничающих с режимом» деятелей культуры — в беспринципном конформизме. По мнению вторых, распоясавшаяся «гнилая интеллигенция», образно говоря, кусает кормящую руку. Словом, крайности, как обычно и бывает, сошлись, стремительно расширяя плацдарм безумия и оставляя все меньше пространства здравому смыслу.
фото: Наталия Губернаторова
Июнь 2015 года. На вручении Госпремий в Кремле.
Конечно, дискуссия на тему «Отношения художника и власти» началась не сегодня и даже не вчера. Но давно уже этот вечный спор не получал такого ожесточения, как после ареста Серебренникова. Высказывания Хаматовой добавили новую порцию масла в этот костер. Актриса и общественный деятель назвала лишение режиссера свободы «грустнейшим, трагическим событием», совершенно, на ее взгляд, несправедливым и незаконным. «Мне очень страшно», — добавила она. Но для понимания происходящего важны не только эти слова, но и место, где они были сказаны. Речь идет о выступлении Хаматовой на вручении ей знака почетного гражданина Казани.
Хаматова печалится о режиссере, «принимая из рук посадивших Серебренникова властей новую медальку», возмущается популярный либеральный блогер. К слову, судьба самого Серебренникова тоже не вызывает у него особого сочувствия: «Ну, предупреждали же. Не надо кормиться с воровской ложки… Как достала уже эта мантра «в России невозможно делать театр, не беря деньги у государства». Блин, ну, невозможно — ну, так не делай». Бескомпромиссный блогер далеко не одинок в своем мнении. Коллега Серебренникова, драматург и режиссер Иван Вырыпаев, пошел даже дальше эмоциональных эскапад, дав этому нонконформизму фундаментальное обоснование.
«Не нужно получать все эти государственные награды и публично при камерах пожимать руку Владимиру Путину, — говорится в открытом письме Вырыпаева в поддержку Кирилла Серебренникова. — Неужели вы не понимаете, что, помогая, например, больным детям или вкладывая свои деньги в частное образование ценой поддержки Путина, вы оказываете медвежью услугу всему нашему будущему поколению, которое вынуждено расти и ходить в школы в России при этом режиме?»
Слова о помощи больным детям — явный намек на фонд Хаматовой «Подари жизнь» и некоторые, скажем так, особенности ее гражданской позиции. Как известно, во время прошлой президентской кампании Хаматова призывала голосовать за Путина. В то же время актриса ясно дала понять, что ее высказывания на политические темы нельзя принимать за чистую монету. По словам Хаматовой, ей приходится выбирать между помощью детям, которая не будет полноценной без финансовой поддержки со стороны власти, и своей гражданской позицией. Можно, конечно, поспорить о том, насколько правилен сделанный ею выбор. Но позиция тех моралистов, которые лишают Хаматову и прочих представителей творческой интеллигенции права на любой компромисс, в любом случае еще менее адекватна.
Во-первых, с большим трудом верится в их собственную безгрешность, в то, что они не были, не привлекались и никогда не участвовали ни в чем таком, что можно было расценить как поддержку власти. С точки зрения их же собственного жесткого критерия определенной изменой принципам является даже простая уплата податей: это же не что иное, как финансирование режима. Не говоря уже о таких, например, поэтических строках: «И благодарного народа вождь слышит голос: «Мы пришли сказать — где Сталин, там свобода, мир и величие земли!» Стихи, между прочим, принадлежат перу Анны Андреевны Ахматовой. Что же, и ее теперь обвиним в продаже души дьяволу? Но тогда в тот же черный список придется поместить всех, кто жил и творил в Советском Союзе. Как справедливо заметил тот же товарищ Сталин, «других писателей у нас нет».
Нынешние времена, безусловно, другие, более вегетарианские. Какой-никакой выбор есть. Но, коря художников за гешефты с властью, оппозиционные моралисты, по сути, разделяют отнюдь не либеральный подход Людовика XIV: государство — суть его глава. Эта формула не была вполне справедливой даже по меркам XVII века и уж тем более не применима сегодня. Что бы ни говорили на сей счет приближенные нашего первого лица, понятия «Россия» и «Путин» отнюдь не тождественны. Точно так же следует различать «государственные деньги» и «деньги Путина», «государственные награды» и «награды Путина».
Собственно, это можно считать и ответом на яростные инвективы со стороны консервативных ультрас. Мол, возникают мерзавцы, а сало русское едят. Ответ на вопрос, позволительно ли получателям казенных денег ругать власть, может быть лишь одним: можно и даже нужно, если она того заслуживает. Ибо государство, господа, это все мы. В том числе, как это ни трудно кому-то признать, и критики Путина.
Рекомендовано к прочтению