Путин сыграл ва-банк с миротворцами в Донбассе
Накануне начала заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 20 сентября, в ходе которой президент Украины Петр Порошенко планировал обратиться «urbi et orbi» (то бишь, к граду и миру) с призывом направить на Донбасс миротворческий контингент ООН, произошло неожиданное. Владимир Путин, находясь на саммите БРИКС в Китае, между делом, поручил Министерству иностранных дел РФ разработать проект резолюции о введении на Донбасс «голубых касок».
фото: kremlin.ru
И пообещал в самое ближайшее время внести его на рассмотрение в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Подобная тактика игры ва-банк, и прежде свойственная российскому президенту, на сей раз серьезно выбивает почву из-под ног его украинского коллеги.
Порошенко, очевидно, полагал, как и прежде, пойдя на эскалацию конфликта на Донбассе аккурат в преддверии открытия сессии ООН, привезти на Генассамблею очередной кусок украинского автобуса или российские паспорта, якобы изъятые у «шпионов ГРУ», или что-то еще, что должно было окончательно и бесповоротно убедить мировую общественность в наличии «российской агрессии против Украины».
И тут на тебе. Президент «страны-агрессора» сам приглашает миротворцев ООН на Донбасс. Правда, не на границу с Россией, как того крайне хотелось бы Киеву, а непосредственно на линию разграничения между самопровозглашенными республиками ДНР-ЛНР и Украиной. И исключительно с одной-единственной целью – защиты наблюдателей ОБСЕ. Что представляется в сложившихся условиях уже многолетнего невыполнения Киевом Минских соглашений совершенно логичным.
Наличие миротворческого контингента под голубыми флагами ООН могло бы остановить непрекращающиеся обстрелы мирных кварталов пригородов Донецка. Объявленное 25 августа «школьное перемирие», как и прежние «пасхальное» и «хлебное» не выполнялось даже сутки.
Переговоры в рамках Минской контактной группы все более похожи на ритуал – украинцы, вопреки подписанным соглашениям, настаивают на первичности передачи контроля за границей с Россией, в то время, как представители республик, резонно не желая быть арестованными в первые же сутки в таком случае, повторяют как мантру очередность подписанного 12 февраля 2015 года соглашения – отвод войск, обмен пленными, всеобщая амнистия, особый статус для Донбасса, изменения Конституции Украины, проведение местных выборов и только потом передача контроля над границей в условиях фактической легализации народных республик. Кстати, подписанный на прошлой неделе Порошенко закон об амнистии для «воинов АТО, не совершивших тяжкие преступления», прямо противоречит минским договоренностям. Но Киеву на это уже в открытую наплевать.
16 сентября исполняется три года с момента принятия Верховной Радой подготовленной президентской администрацией версии закона об особом статусе Донбасса. Несмотря на то, что Порошенко подписал его уже через месяц, закон, принимавшийся сроком на три года, не проработал ни единого дня, поскольку сам «особый статус Донбасса» был заморожен. И теперь, спустя три года, из-за позиции нынешнего киевского лидера, ситуация на Донбассе оказывается еще дальше от разрешения, чем прежде. Хотя бы по этой причине региону нужны миротворцы.
Кто может составить костяк контингента? По сложившейся практике ООН, в конфликтные регионы Европы направляются преимущественно военнослужащие из Азии и Африки. Другое дело, что помочь в критической ситуации, как это неоднократно случалось в Боснии, они не в состоянии.
Вероятно, на участии в контингенте будет также настаивать и Москва, которой совсем не безразлично будущее свободных республик Донбасса. В любом случае, отказаться от подобной инициативы в нынешних условиях Генассамблее ООН будет непросто. На данный момент просматривается только два пути решения конфликта – это «хорватский» и «минский» сценарии.
В первом случае, о котором вслух мечтает Киев, после зачистки тех самых миротворцев в Республике Сербская Краина в августе 1995 года, более 200 тысяч сербов в течение нескольких суток было выселено со своей исторической территории в нарушении всех существующих международных прав и соглашений.
Второй – минский – сценарий предполагает разработку дорожной карты выполнения заключенного давно соглашения. Германия, Франция и США заявляют о своей приверженности второму и безальтернативности минского формата. Но действий никаких не предпринимают. В то же время обещанное «миротворцем» Волкером американское оружие для Киева может стать спусковым крючком для возобновления военных действий. Ведь, как справедливо заметил Путин, в народных республиках тоже накопились огромные запасы вооружений, который могут быть применены на новых участках фронта противника. Очевидно, чтобы этого не произошло, и нужны миротворцы.
Рекомендовано к прочтению