Эксперты назвали десять «крючков», на которые нечестные СМИ ловят читателей
Причем спасение от «крючка» не гарантирует ни качественное образование, ни высокий социальный статус.
Информация – это один из самых дорогостоящих товаров на современном рынке. Однако не все, что написано, рассказано и показано является информацией пригодной для торга. Очень часто под информацией и сенсационными новостями следует понимать обычную пустышку, которыми пичкают наивных читателей, слушателей и зрителей нечестные СМИ. Эксперты в области масс-медиа выделили десять «крючков», на которые «медиа» и ловят свои «массы».
Первый крючок – это отвлечение внимания и самый излюбленный прием. Достаточно смешной картинки и странного заголовка, чтобы читатель, как зомбированный нажал кнопку перехода на сайт или купил газету. И чем абсурднее заголовок, тем острее интерес.
Вторым крючком является стремление держать людей в невежестве, ведь такте читатели самые благодарные, они довольствуются полуправдой и полуфактами. Впрочем, всю сомнительную информацию можно проверить в альтернативных источниках.
Третий крючок – эмоции. Именно они заставляют читателя открыть новость и блокируют рациональный сигнал. Поэтому часто к новости присовокупляется драматическая картинка или пронзительный заголовок.
Кроме того, недобросовестные издания и могут использовать прослушку, как это было в 2005 году в Великобритании. Несколько месяцев журналисты получали самые свежие сплетни из «первых рук», хоть потом и вынуждены были отвечать за это в суде.
Пятым крючком является «стратегия постепенности». Отдельные масс-медиа лоббируют продукцию торговых марок и концернов, постепенно вводя информацию о товаре в свои материалы. Так в ХХ веке популяризовали курение табака.
С крючком № 6 современные читатели сталкиваются чаще всего. Это создание проблемы из ничего, которым грешат даже авторитетные издания. Так случилось и со статьей NASA о гипотетическом смещении зодиакального круга. СМИ поспешили смешать науку и астрологию, объявив о том, что людям придется сменить знак зодиака.
Еще одним нечестным приемом является «сюсканье» с читателями. Часто пресса использует покровительственный тон, общение на «ты» с аудиторией, чтобы унизить зрителя и придать себе авторитетности и веса.
Читатели также «ведутся» на стратегию откладывания. Люди легче воспринимают неприятности, которые случаться потом, чем в ближайшее время. Так СМИ помогают «проталкивать» непопулярнные решение и даже свергать правительства. Кроме того, некоторые масс-медиа пытаются спекулировать на чувстве вины за глобальные конфликты и беды: мировые войны, экологические катастрофы, но самым опасным крючком № 10 оказалось побуждение людей увлекаться посредственностью. Культ секса, засилье реалити-шоу на экранах отупляют людей и внедряют мысль, что глупость вошла в моду.
Рекомендовано к прочтению