В Стасике поставили балет любимца Гитлера

В Стасике поставили балет любимца Гитлера

Свою первую премьеру на посту худрука балета Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко экс-этуаль Парижской сцены Лоран Илер подготовил со всей тщательностью и скрупулезностью. И в то время как в Большом происходят драматические события связанные с отменой премьеры балета «Нуреев», Стасик оттачивает ранее неведомые этой труппе стили.

В Стасике поставили балет любимца Гитлера

«Сюита в белом» Сержа Лифаря. Оксана Кардаш. «Сигарета». Фото: Светлана Аввакум

Гвоздем программы стал балет Сержа Лифаря «Сюита в белом». Российская труппа впервые исполняет сочинение этого прославленного хореографа (хореоавтора, как он сам любил себя называть).

— Я рад, что Лифаря наконец у нас поставили. Я знал его, общался с ним и хорошо помню, как он мечтал, чтобы его балеты здесь шли. Он даже собирался отдать России имевшиеся у него уникальную коллекцию пушкинских писем, а также дуэльные пистолеты, в обмен на то чтобы его балеты поставили в Большом театре. Тогда не случилось и я с большим интересом смотрю, что получилось сейчас – говорит мне в перерыве спектакля посетивший премьеру Владимир Васильев.

А причины, почему Лифаря не ставили в СССР, чисто политические… Жизнь хореографа почти тридцать лет возглавлявшего балет Парижской оперы (по крайней мере в его изложении) была богата событиями и похожа на авантюрный роман… Последний питомец (и любовник) Дягилева продолжал свою работу даже в оккупированном немцами Париже и пользовался «личным интересом» у самого Гитлера. Хвастливый, эксцентричный и не слишком считающийся с действительным положением вещей, Лифарь даже намекает в своих во многом недостоверных мемуарах, что восхищение у фюрера он вызывал не только в эстетическом, но и в сексуальном плане и пользуясь этим будто бы хотел совершить на него покушение. Во время немецкой оккупации Франции спасал из нацистских лагерей танцовщиков-евреев. Но по иронии судьбы, после освобождения Парижа Лифарь был объявлен коллаборационистом и приговорен к смерти, однако избежал печальной участи, укрывшись на время «чисток» в Париже в княжестве Монако.

В Стасике поставили балет любимца Гитлера
«Сюита в белом» Сержа Лифаря. Сцена из балета. Фото: Светлана Аввакум

Именно в годы гитлеровской оккупации Лифарь и поставил свой главный спектакль — “Сюиту в белом” (1943, причем сначала в Цюрихе, а только потом в Париже), произведение ставшее символом среди балетов, созданных для Парижской оперы и идущее в ней до сих пор. Исполнять этот бессюжетный балет надо очень чисто, в духе французской школы, и были большие опасения, что труппа Стасика не только не впишется в стиль шедевра неоклассики, но и вообще вряд ли справится с ним технически. Опасения оказались напрасными. «Сюиту в белом» репетировал с артистами прививая им французский стиль сам Лоран Илер, который в недавнем прошлом блистательно танцевал в этом балете, и Клод Бесси – знаменитая французская этуаль и многолетняя директриса школы при Парижской опере, когда-то принявшая этот балет из рук самого автора.

Результаты освоения стилистики Лифаря настолько впечатлили, что впору рекомендовать театру целый вечер работ этого хореографа. А отменных балетов у легендарного балетмейстера немало: «Творения Прометея», «Федра», «Миражи», наконец, его эстетический манифест балет «Икар» (жалко, что в труппе теперь не танцует Сергей Полунин).

В Стасике поставили балет любимца Гитлера
«Сюита в белом» Сержа Лифаря. Оксана Кардаш. «Сигарета». Фото: Светлана Аввакум

The second detail («Вторая деталь») Форсайта — другой балет премьерной программы, как это и бывает у хореографа, называемого английскими критиками «балетным антихристом», одновременно интеллектуальный и забавный. На протяжении всего балета на краю сцены возвышается табличка, на которой написан определенный артикль— «the», который по правилам английской грамматики вносит «определенность» в дальнейшее значение написанной фразы. Но как раз «определенности» в танце, а также «оторванности», большей развязности в движении бедер и смещении оси (кстати одним из первых, кто сместил ось тела в сторону наклона из хореографов был не кто иной как Лифарь в «Сюите в белом») артистам театра Станиславского как раз и не хватало. Как не хватало им и специфического балетного юмора, который присутствует в этом балете. Танцовщики были чересчур зажаты и походили на вымуштрованных школьников, сдающих экзамен, и как бы они не старались, их танец все равно отличался излишней «классичностью». Причем у мальчиков «премудрости» этого балета выходили гораздо лучше, чем у девочек. А к числу танцовщиков, у которых стилистика Форсайта выходила удачнее, чем у других, отнесем Дмитрия Петрова, Евгения Жукова. Иннокентия Юлдашева и Георгия Смилевски – младшего.

В Стасике поставили балет любимца Гитлера
«Вторая деталь» Уильяма Форсайта. Наталия Клейменова. Фото: Светлана Аввакум

Первоначально сочинялась «Вторая деталь» для труппы Ballet Frankfurt, руководителем которой Форсайт был на протяжении 20 лет. Это одно из хрестоматийных сочинений этого хореографа, и в нем «воплощена идея точек в пространстве, в которых зарождается движение». Форсайт синтезировал классическую традицию пуантного танца с новаторскими идеями основоположника направления «модерн» Рудольфа Лабана. Кроме Лабана здесь можно вспомнить и Айседору Дункан: к концу балета вниманием зала завладевает вышедшая в центр босоножка в белом хитоне (в первом составе эту партию также удачно станцевала Ксения Шевцова) — прообраз великой танцовщицы. Помимо всего прочего Форсайт всегда славился своим умением разложить балетный язык на составляющие и собрать из него нечто новое, что как раз и отразилось во «Второй детали».

Однако можно и не углубляться в теоретическую подоплеку этого балета а взглянуть на это бессюжетное и сугубо абстрактное произведение, что называется не замыленным взглядом. Этого окажется достаточно, чтобы увидеть со вкусом сделанную хореографию, пронизанную специфическим балетным юмором.

Ушла из жизни депутат Госдумы Ирина Евтушенко Объявят лучшим другом Путина: Саакашвили сообщил о подготовке провокаций Киевом Для Трампа купят самолеты, предназначавшиеся российской авиакомпании Взгляд из космоса: Минобороны выращивает «Лотос» Выступление Трампа в Огайо прервали флагом СССР

Лента новостей